Детский праздник

Логопед для детей

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. 

     Распространено мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, т.е. «ставит» звуки. В действительности, в задачи работы специалиста входят:

  • обследование (диагностика) речи ребенка,
  • коppекция звукопpоизношения (постановка, автоматизация и диффеpенциация звуков),
  • pазвитие фонематического слуха,
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза,
  • совершенствование слоговой структуры слова,
  • расширение и обогащение словарного запаса детей,
  • совершенствование грамматического строя предложений,
  • развитие связной речи,
  • коppекция и пpофилактика нарушений письма и чтения у младших школьников.

     Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то pабота логопеда-дефектолога еще включает в себя pазвитие внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.

     Предположение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту детская речь уже во многом сформирована, поскольку периодом для ее развития является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью, так как дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет.

     Pазвитие pечи pебенка в ноpме:

     В 1 год ребёнок употребляет уже 3-4 слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где папа?», «дай ручку», «нельзя»). Первые осмысленные слова у малыша возникают к концу первого года жизни. Период от года до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса, потому как деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится со свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов еще недостаточно развита.

     2 года. Ребёнок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов; осознает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»). К двум годам он уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки, шипящие и сонорные (р, л) обычно пропускает или заменяет.

     3 года. Словарный запас 250-700 слов, малыш стpоит предложения из 5-8 слов, знает множественное число; называет свое имя, пол и возраст; понимает значение и употребляет в предложениях простые предлоги и союзы. Также понимает прочитанные ему короткие рассказы и сказки.

     4 года. В речи уже встречаются сложные предложения. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребёнок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

     5-5.5 лет. Словарный запас увеличивается до 2500-3000. В отдельных словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи. Ребёнок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их; активно использует обобщающие слова («одежда», «животные»).

     Если вы заметили, что речь вашего ребёнка не соответствует возрастным нормам, покажите его нашему логопеду-дефектологу в Академическом районе Екатеринбурга. Чем раньше вы начнете занятия со специалистом, тем лучших результатов достигнет ребенок к школе, и его речь не будет отличаться от речи сверстников.

     Советы для родителей от логопеда-дефектолога студии «Зебра» в Екатеринбургеpазвиваем pечь pебёнка на пpогулке, дома, на даче.

     Обогащение пассивного и активного словаря малыша и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно. В первую очередь это касается тех семей, где дети занимаются с логопедом. Для них «логопедизация» семейной воспитательной среды обязательна. А если речь ребёнка развивается без видимых проблем и соответствует возрастным нормам? И в этом случае родителям не стоит устраняться от процесса речевого воспитания, а, наоборот, нужно укреплять уже имеющиеся навыки.

     Как проводить домашние занятия по развитию речи? Для этого специально ничего не нужно организовывать. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя. Поводом для занятий с ребёнком может стать любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки с картинками, игрушки и мультфильмы.

     Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Одностороннее «говорение» без диалога малополезно. Если молчит ребенок, не развивается активная речь, если родитель – пассивная (умение слушать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; сопереживать услышанному).

     Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … яблоко.

     Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи детей, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, душистое, жёлтое и т.д.).

     Игра пройдёт интереснее, если пригласить других членов семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

     Следующая игра называется «Вспомни сказку» (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Здесь за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

     А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть внимательней и сравнить между собой - игра с союзом А - «Сравни два яблока» (первое - жёлтое, А второе - красное; одно сладкое, А другое с кислинкой; и т.д.)

     Аналогично любой предмет, ситуация могут послужить материалом для речевого развития. Так проходят и занятия у логопеда-дефектолога в центре «Зебра» в Академическом. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для таких занятий.

     На прогулке. В это время вы можете прививать знания ребёнку и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

     Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка пpавильно выговаривать их.

     Участие в сезонных играх с другими детьми сформирует представление об особенностях данного времени года, поможет развить диалогическую речь. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.

     Подвижные игры с предметами (с мячом, скакалками, обручем и др.), соревнования, эстафеты будут способствовать развитию силы, переключаемости движений, хорошей координации и моторной реакции ребенка.

     Сюжетно-ролевые игры с другими детьми «Автобус», «Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка» помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия. Обязательно занимайтесь с малышом дома по предложенным логопедом методикам. Это не только улучшит речь и мышление ребенка, но и положительно скажется на Вашем с ним контакте. 

     Развивайте в себе навыки воспитателя речи - логопеда - и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите результаты. Посещать групповые занятия у логопеда также будет полезно не только для развития речевого аппарата, но и коммуникативных навыков ребенка. Детский центр развития "Зебра" в Академическом районе Екатеринбурга приглашает детей на увлекательные занятия с логопедом-дефектологом!

 

Наверх